Lesson Study – уроки географии

Lesson study.  География.

Учитель истории и географии
Аллахвердиева Индира Казимовна


Урок — это основное звено учебного процесса, в котором отражаются цели — обучающие, практические, развивающие, воспитательные.  Мною были запланированы серии трех последовательных уроков по экономической географии Казахстана в 9 «Б/1»  классе. По следующим темам: «Металлургия легких цветных металлов, металлургия и окружающая среда», «Химический комплекс», «Лесная, деревообрабатывающая, строительная промышленность». На уроках приоритетными были модули: оценивание для обучения и оценивание обучения; управление и лидерство в обучении.  При проведении серии уроков, рефлексия каждого занятия была различной, что дало мне возможность узнать о собственном обучении. На уроках мной были применены такие приемы как психологический тренинг, работа в группах, в  парах. Психологические тренинги очень важны для учащихся старших классов, они жизненно необходимы именно в этом возрасте, так как эти школьники готовятся к итоговой аттестации, поэтому нуждаются в психологической поддержке – одноклассников, учителей, родителей

Как учитель — лидер, в течение всей серии проведенных уроков, я старалась не управлять детьми, а направлять их. Пыталась научить их самостоятельно добывать знания, поддерживать в случае неудачи, ведь как говорится — «отрицательный результат – тоже результат». Задача обучения не просто дать ребенку те или иные знания, а научить его справляться с трудностями, не пасовать перед  ними.

          Конечно, не все проходит гладко, как хотелось бы. На уроках я постаралась оценить каждый этап работы и каждого ребенка, что не очень нравилось учащимся, так как они жаловались, что  не успели спросить, или они не успевали выполнить то или иное задание. Оценивание на каждом этапе проводила суммативное и формативное, для этого использовала наблюдение за учащимися, так как я должна была владеть информацией о том, что знают и хотят знать учащиеся при выполнении этого задания

Применение формативного и суммативного оценивания позволяет учителю оценить в течение урока всех учащихся, выявить наличие пробелов в знаниях. Ученики проводили  взаимооценивание и самооценивание, которое, они делали при использовании карточек (для обобщения знаний по данному материалу или выявлению пробелов в знаниях).  Например, Кукенов Алмат, ученик с заниженной самооценкой  отметил, что не мог объективно оценивать себя и одноклассников на первом уроке, он научился это делать только на третьем уроке. Куликов Роман  отметил, что иногда полезно оценивать самих себя, так как это позволяет делать выводы о своем прогрессе в обучении и анализировать проделанную работу. Ребята сами оценивали свою работу  и  работу группы с помощью критериев, таким образом, осуществлялось взаимооценивание. На всех уроках не всегда объективно оценивали себя и своих одноклассников, себе завышали,  друг другу,  иногда  занижали оценку.

Организация групповой работы  не  дала  ожидаемый эффективный результат при изучении нового материала.  Работа в группах показала  неспособность быстрого восприятия информации, высокие темпы выполнения  заданий. Учащиеся не успевали самостоятельно изучить новую тему урока. Сделала вывод, что работа в группах при изучении нового материала не дает эффективный результат для   учеников

Сильные, средние и слабые не успевали самостоятельно изучить. На этапе закрепления нового материала, групповая форма дало ожидаемый результат они вместе совещались, как правильно решить и выполнить, спорили, обсуждали, и  смогли выполнять задание вместе

Модуль управление и лидерство в обучении  осуществлялся  через работу спикеров. Исследуемые ученики, не особо желали быть спикерами, кроме сильного ученика А. Он на протяжении всех трех уроков хотел быть спикером. В целом ребятам нравилось, когда спикеры приходили и рассказывали   новую тему.

    Проводя оценивание обучения в виде проверочных работ, тестирования с целью увидеть результат как дети смогли сами изучить и понять новый материал. Проверка работ показало низкое качество учащихся исследуемые ученики не дали  качество знаний. Ученик А, В, С выполняли проверочные работы на «3,2». По итогам оценивания  класс дал качество знаний  — 25%. За первую  четверть  – 69% качество знаний.   Сделала вывод, что работу в группах использовать эффективно только при закреплении нового материала. При изучении нового материала, дети не могут самостоятельно изучить новую тему, не понимают учебный материал. Возможно, сказались   сложные темы «Металлургия легких цветных металлов, металлургия и окружающая среда», «Химический комплекс». Так как данные темы требуют больших мыслительных  навыков и умений, что не достаточно развито у большей части  ребят. Многие учащиеся не поняли тему. В основном на уроках географии учащиеся устно рассказывают домашнее задание, работают по карте, на этих уроках у них была письменная проверка знаний, такие как тестирование, вставь пропущенное слово в предложение. Учащимся  было ограничено время выполнения заданий, не успевали, многим нужно было больше времени думать.

Сделаны выводы в дальнейшем на уроках как можно чаще применять взаимооценивание и оценивание. Обучать учащихся быть объективными к себе и одноклассникам. Использовать больше работу в  парах, группах при закреплении нового материала.  При изучении новой темы, возможно,  комбинировать работу в группах с объяснением  учителем  новой темы. На будущее для себя в дальнейшем развивать идеи  Программы  7  модулей. Выявлять,  анализировать успехи и неудачи в формах, методах, приемах обучения.