Отчет руководителя творческой группы учителей по внедрению метода «Lesson Study»

Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения. Наша школа так же динамично движется вперед в ногу со временем. Наши учителя постоянно повышают свою квалификацию, совершенствуют методику преподавания. Наш непосредственный руководитель является ярким примером, которая ведет своих сотрудников к новым достижениям в улучшении преподавания. Ею было предложено создать сообщества учителей и внедрить в свою практику метод Lesson Study. Мы с коллегами стали изучать руководство, чтобы суметь правильно внедрить и использовать данный метод. Наши традиционные наблюдения в классе имеют тенденцию сосредотачиваться на том, что учитель делает во время урока, а на уроке исследования наблюдения направлены на процесс обучения учеников. Ознакомившись руководством, мы пришли к общему мнению, что на сегодняшний день этот метод актуален и необходим в современной школе.
Была создана фокус-группа в составе творчески работающих учителей. Это – Муратова А.Ж. (учитель английского языка), Таран Е.С. (учитель математики), Ибраева Г.Б. (учитель казахского языка и литературы), Аллахвердиева И.К. (учитель истории), Карабасова Д.К. (модератор, учитель казахского языка и литературы), Жалгасов Ж.Н. (учитель математики). Провели заседание группы для определения исследуемого вопроса, ожидаемых результатов и установили основные правила.
Выбрали вопрос исследования: «Как повлияет применение новых подходов и методов в обучении на развитие навыков самостоятельной работы учащихся?»
Поставили перед собой задачи исследования: создать условия, способствующие повышению интереса к учению через организацию работы в группах и дать возможность развитию мыслительной деятельности каждого ученика в процессе обучения через преподавания и обучения в соответствии с возрастными особенностями учеников.
Определили наблюдаемый класс 9 «Б-1». Это кадетский класс, состоящий из мальчиков. Почему наш выбор остановился на этом классе? Во-первых, ученики в этом классе часто не согласны формой оценивания учителей. Во-вторых, в этом классе преподают три сертифицированных учителя. В-третьих, на базе данного класса планируем сформировать 10 класс. И поэтому мы решили, что с помощью наблюдения научим учеников оценивать свои знания объективно, сможем увидеть ошибки учащихся и учителей, найдем выход как их избежать и повысить качество преподавания и обучения.
Выбрали 3 исследуемых ученика: высокий уровень, средний уровень и  низкий уровень мотиваций к обучению. Составили ожидаемые результаты для наблюдаемых учащихся.

 

Ученик А Ученик В Ученик С
-примет активное участие на уроке

-творчески подойдет к выполнению заданий

-открыто выскажет свое мнение по теме

-выполнит роль координатора в группе

-даст оценку работе группы и своей работе

-примет участие в работе группы

-сможет рассуждать по теме

-предложит свою точку зрения по теме

-самостоятельно выполнит задания

-сможет взять инициативу на себя

-оценит свою работу

-вместе с группой выполнит задания

-примет участие в обсуждении

-сможет оценить свою работу

-работа в сотрудничестве даст ему мотивацию

к учению

Установили день заседания и запланировали план работы на учебный год: (план работы творческой группы 2016-2017 учебный год)

 

МЕСЯЦ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТО И ВРЕМЯ ОТВЕТСТВЕННЫЕ
ОКТЯБРЬ 1.Изучение руководства по методу «Lesson Study»

2.Создание группы

3.Ознакомление с основными правилами работы

4.Совместное составление плана работы на учебный год

5.Совместное планирование урока, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования урока английского языка по теме «Радости жизни. Свободное время»

10.10.2016 – 13.00

в кабинете  зам. директора по НМР

 

 

Карабасова Д.К.

и члены группы

 

 

 

 

 

1.Определение схемы планирования, наблюдения и обсуждения урока.

2.Результаты диагностики по выявлению учеников уровня АВС для наблюдения.

3.Совместное планирование урока, его анализ, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования урока английского языка по теме «Мое увлечение — Музыка»

14.10.2016 – 13.00

в кабинете  зам. директора по НМР

 

 

1.Карабасова Д.К. и члены группы

2.Аллахвердиева

 

3.Муратова А.Ж. и члены группы

1.Совместное планирование урока, его анализ, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования урока английского языка по теме «Мое увлечение — спорт» 18.10.2016 – 13.00

в кабинете  зам. директора по НМР

1.Муратова А.Ж. и члены группы
1.Анализ и пересмотр пройденных трех последовательных уроков, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования серии уроков географии во второй четверти.

2.Публикация материала в газете «Учительская плюс».

24.10.2016 – 13.00

в кабинете  зам. директора по НМР

 

1.Муратова А.Ж. и члены группы.

 

 

2.КарабасоваД.К.

1.Рефлексивный отчет членов группы

2.Рекомендации по наблюдениям уроков

3.Предоставление всех листов наблюдения

4.Предоставление разработки уроков и работы учащихся

5.Предоставление фото и видео отчетности

6.Предоставление протоколов совещаний за 1-четверть

7.Отчет творческой группы  о проделанной работе за 1-четверть

29.10.2016 – сдать все отчеты и материалы Все члены группы

 

 

Муратова А.Ж.

Нуржанов М.Т.

Таран Е.С.

Карабасова Д.К.

НОЯБРЬ 1.Определить формы и методы обучения на 2-четверть

2.Совместное планирование серии последовательных уроков по географии

11.11.2016 – 13.00

в кабинете  зам. дир. по НМР

Аллахвердиева И.К.

и члены группы

1.Доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планировании серии последовательных уроков по географии

2.Расписать ожидаемый результат учеников в листах наблюдения, опираясь на разработанные виды работ

18.11.2016 – 13.00

в кабинете  зам. директора по НМР

 

Аллахвердиева И.К.

и члены группы

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ Анализ и пересмотр пройденного урока географии по теме «Металлургия легких цветных металлов, металлургия и окружающая среда» и рекомендации коллег по улучшению планировании  следующего занятия 28.11.2016 – 13.00

в кабинете  зам. директора по НМР

Аллахвердиева И.К.

и члены группы

Анализ и пересмотр пройденного урока географии по теме «Химический комплекс» и рекомендации коллег по улучшению планировании  следующего занятия 02.12.2016 – 13.00

в кабинете  зам. дир. по НМР

Аллахвердиева И.К.

и члены группы

1.Анализ и пересмотр пройденных трех последовательных уроков, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования серии уроков математики в третьей четверти

2.Публикация материала в газете «Учительская плюс»

09.12.2016 – 13.00

в кабинете  зам. директора по НМР

 

1.Аллахвердиева

и члены группы.

 

 

2. Ибраева Г.Б.

1.Рефлексивный отчет членов группы

2.Рекомендации по наблюдениям уроков

3.Предоставление всех листов наблюдения

4.Предоставление разработки уроков и работы учащихся

5.Предоставление фото и видео отчетности

6.Предоставление протоколов совещаний за 2-четверть

7.Отчет творческой группы  о проделанной работе за 2-четверть

23.12.2016 – сдать все отчеты и материалы Все члены группы

 

Аллахвердиева И.К.

Нуржанов М.Т.

Таран Е.С.

Карабасова Д.К.

ЯНВАРЬ 1.Определить формы и методы обучения на 3-четверть

2.Совместное планирование серии последовательных уроков по математике

20.01.2017 – 13.00

в кабинете  № 12

Жалгасов Ж.Н.

и члены группы

1.Доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планировании серии последовательных уроков математики

2.Расписать ожидаемый результат учеников в листах наблюдения, опираясь на разработанные виды работ

 

27.01.2017 – 13.00

в кабинете  № 12

 

Жалгасов Ж.Н.

и  члены группы

ФЕВРАЛЬ Анализ и пересмотр пройденного урока математики по теме «Тригонометрические функции и их свойства» и рекомендации коллег по улучшению планировании  следующего занятия 03.02.2017 – 13.00

в кабинете  № 12

Жалгасов Ж.Н.

и члены группы

Анализ и пересмотр пройденного урока математики по теме «Основные тригонометрические тождества» и рекомендации коллег по улучшению планировании  следующего занятия 06.02.2017 – 13.00

в кабинете  № 12

Жалгасов Ж.Н.

и члены группы

1.Анализ и пересмотр пройденных трех последовательных уроков, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования серии уроков математики в третьей четверти.

2.Публикация материала в газете «Учительская плюс»

09.02.2017 – 13.00

в кабинете  № 12

 

1.Жалгасов Ж.Н.

и все члены группы.

 

2. Таран Е.С.

1.Рефлексивный отчет членов группы

2.Рекомендации по наблюдениям уроков

3.Предоставление всех листов наблюдения

4.Предоставление разработки уроков и работы учащихся

5.Предоставление фото и видео отчетности

6.Предоставление протоколов совещаний за 3-четверть

7.Отчет творческой группы  о проделанной работе за 3-четверть

 

24.02.2017 – сдать все отчеты и материалы Все члены группы

 

 

Жалгасов Ж.Н.

Нуржанов М.Т.

Таран Е.С.

Карабасова Д.К.

МАРТ-АПРЕЛЬ 1.Определить формы и методы обучения на  4-четверть

2.Совместное планирование серии последовательных уроков по казахскому языку

31.03.2017 – 13.00

в кабинете  № 12

Ибраева Г.Б.

и члены группы

1.Доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планировании серии последовательных уроков  казахского языка

2.Расписать ожидаемый результат учеников в листах наблюдения, опираясь на разработанные виды работ

 

07.04.2017 – 13.00

в кабинете № 12

 

Ибраева Г.Б.

и члены группы

АПРЕЛЬ Анализ и пересмотр пройденного урока казахского языка по теме «Қазақ елінің спорт тарихы (Қажымұқан Мұңайтпасов)» и рекомендации коллег по улучшению планировании  следующего занятия 19.04.2017 – 13.00

в кабинете № 12

Ибраева Г.Б.

и члены группы

Анализ и пересмотр пройденного урока казахского языка по теме «Шахмат қалай пайда болды?» и рекомендации коллег по улучшению планировании  следующего занятия 22.04.2017 – 13.00

в кабинете № 12

Ибраева Г.Б.

и члены группы

1.Анализ и пересмотр пройденных трех последовательных уроков, доработка при помощи советов и рекомендаций коллег по улучшению планирования серии уроков  казахского языка.

2.Публикация материала в интернет ресурсах.

3.Публикация материала в газете «Учительская плюс»

 

24.04.2017 – 13.00

в кабинете № 12

 

1. Ибраева Г.Б.

и члены группы

 

2. Члены группы

3. Муратова А.Ж.

1.Рефлексивный отчет членов группы

2.Рекомендации по наблюдениям уроков

3.Предоставление всех листов наблюдения

4.Предоставление разработки уроков и работы учащихся

5.Предоставление фото и видео отчетности

6.Предоставление протоколов совещаний за 4-четверть

7.Отчет творческой группы  о проделанной работе за 4-четверть

 

28.04.2017 – сдать все отчеты и материалы Все члены группы

 

 

Ибраева Г.Б.

Нуржанов М.Т.

Таран Е.С.

Карабасова Д.К.

МАЙ Сбор материалов и разработка брошуры по внедрению метода

«Lesson Study» для лицензирования работы

 

25.05.2017 – сдать все материалы Все члены группы

 

Выбрали четыре предмета и разбили их по четвертям: (график проведения уроков наблюдения)

Темы уроков наблюдения Дата  проведения Урок Используемые методы Учитель

предмет

кабинет

1-четверть Радости жизни. Свободное время.

 

18.10.2016 4 урок Новые подходы в преподавании и обучении;

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Муратова Айгуль Жараспаевна

(английский язык)

кабинет № 22

Мое увлечение — Музыка

 

20.10.2016 5 урок
Мое увлечение — спорт 25.10.2016 4 урок
2-четверть Металлургия легких цветных металлов, металлургия и окружающая среда 28.11.2016 6 урок Оценивание для обучения и оценивание обучения;

Управление и лидерство в обучении

Аллахвердиева Индира Казимовна

(география)

кабинет № 22

 

 

Химический комплекс 02.12.2016 2 урок
Лесная, деревообрабатывающая, строительная промышленность 05.12.2016 6 урок
3-четверть Тригонометрические функции и их свойства 03.02.2017 5 урок Обучение критическому мышлению;

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Жалгасов Жандос Нурдаулетович

(математика)

кабинет № 11

Основные тригонометрические тождества 06.02.2017 1 урок
Основные тригонометрические тождества 09.02.2017 4 урок
4-четверть Қазақ елінің спорт тарихы (Қажымұқан Мұңайтпасов) 19.04.2017 2 урок Новые подходы в преподавании и обучении;

Обучение талантливых и одаренных учеников.

Ибраева Гульжаухар Бахитовна

(казахский язык)

кабинет № 12

Шахмат қалай пайда болды? 22.04.2017 5 урок
Қазақстан  мерейін өсірген спортшылар 24.04.2017 2 урок

Первыми тремя последовательными уроками были уроки английского языка. На первых двух заседаниях разработали всей командой три последовательных урока с учетом, что центром нашего внимания во время наблюдения на уроке исследования должны быть ученики и сам урок. Для эффективности исследования разработали лист наблюдения, где прописывались все этапы урока и ожидаемый результат от каждого наблюдаемого ученика.

СХЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ, НАБЛЮДЕНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ УРОКА

Предмет: ______________________________________________________

Приоритет обучения: ____________________________________________

Учитель/наблюдатель: ___________________________________________

 

Какова цель обучения на данном Lesson Study

Разработка какой методики обучения является целью данного Lesson Study?

Совершенствование

Текущие достижения и критерии успеха Исследуемый ученик А

____________________

Критерии успеха для данной фокусной группы

Исследуемый ученик В

______________________

Критерии успеха для данной фокусной группы

Исследуемый ученик С

___________________

Критерии успеха для данной фокусной группы

Этап серии уроков Каким ожидаем ответ ученика Как отвечает в результате наблюдения Каким  ожидаем ответ ученика Как отвечает в результате наблюдения Каким ожидаем ответ ученика Как отвечает в результате наблюдения
Этап: опрос д/з Защита презентации

(10 минут)

творчески подойдет к выполнению задания, сможет свободно говорить по теме не опираясь на презентацию Ученик А не предоставил возможность показать и защитить презентацию сможет рассуждать, говорить по теме опираясь на презентацию В результате наблюдения ученик В смог достичь ожидаемого результата вместе в паре или в группе защитит презентацию

 

 

Ученик С не был готов к защите презентации
Этап: Новая тема

(10 минут)

примет активное участие на уроке,

выполнит роль координатора в группе

Ученик А принимал активное участие в групповой работе, но роль лидера не проявлял примет участие в работе группы, будет стараться выполнять все задания,

самостоятельно выполнит задания

 

Ученик В активно работал на уроке, смог проявить себя в качестве координатора группы примет участие в обсуждении новой темы опираясь на учебник

 

Ученик С принимал участие в обсуждении новой темы опираясь на учебник и отвечал в том случае, если учитель конкретно направлял вопрос к нему.
Заключительный этап: Защита постера, составление вопросов, перевод текста

 

(20 минут)

сможет защитить постер, открыто выскажет свое мнение по теме,

даст оценку работе группы и своей работе

с группой составлял и защищал постер, открыто смог высказывать свое мнение по теме Сможет составить вопросы, отвечать на них, предложит свою точку зрения по теме,

оценит свою работу

составлял и отвечал на все вопросы, дополнял ответы своей группы, задавал вопросы другим группам сможет перевести текст опираясь на словарь

 

Вместе с группой переводил текст
Что учащиеся смогли сделать? Какого прогресса они достигли, и каковы тому подтверждения? Предварительные идеи сможет занять позицию лидера в группе Работа в сильной группе показала, что ему трудно занять позицию лидера сможет взять инициативу на себя,

 

смог в группе взять инициативу на себя

 

оценить свою работу смог оценить свои возможности

После первого урока собрались для анализа и доработки по улучшению планирования последующих уроков. По результатам наблюдения мы выявили недоработки с учениками высокого и низкого уровня обучения. Составленные задания были направлены на ученика со средним уровням обучения. Мы решили пересмотреть и дополнить разработки следующих уроков, учитывая мышление и взаимодействие учеников.

Отталкиваясь от результатов наблюдения, на втором совещании были предложены уровневые задания, самостоятельная работа учащихся, обобщение изученного координаторами групп, а также разделение групп по уровням мотивации обучения. После внесенных коррекций в план работы урока, поставленный нами ожидаемый результат, практически стал выполняться. На третьем уроке высокий и низкий уровень работали на много активнее, чем средний уровень. На последнем заседании группы по результатам первой четверти мы обсуждали пассивность среднего уровня и выявили, что ученику В можно усилить задания. В общем, каждый из наблюдаемых учеников показал небольшой рост с помощью дифференцированного подхода всей команды в разработке заданий ученикам, точнее применение в практике модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников».
Для анализа и пересмотра проведенных уроков, применяли лист обсуждения урока, где был виден прогресс достижения каждого наблюдаемого, неожиданности выявленные во время наблюдения, западающие звенья и коррекция  по улучшению преподавания и обучения. (Лист обсуждения по итогам урока)

 

ЗАПИСЬ ОБСУЖДЕНИЯ ПО ИТОГАМ УРОКОВ
Исследуемый ученик А Исследуемый ученик B Исследуемый ученик C
Какого прогресса достиг каждый из учащихся?

Был ли он оптимальным? Какие результаты показывают другие учащиеся в представляемых ими группах?

На первом уроке ученикА находясь в группе со слабыми  и был активен, инициативу брал на себя. На следующие два урока учеников  рассадили в группы по уровням знания. Здесь наш наблюдаемый стал пассивен.  На следующий урок мы решили распределить задания и тогда он начал активней работать.

Другие учащиеся  уровня А старались перетянуть на себя лидерство в группе.

Ученик В достиг прогресса, даже где то выполнял требования поставленные к высокому уровню.

Другие ученики такого же уровня как ученикВ неплохо справлялись с заданиями.

Прогресс не значителен, но изменения заметны в работе с группой

На ряду с учеником С еще двоя из низкого уровня показали свою активность  в работе с группой

Как помогал или мешал внедряемый метод (возможно, то и другое)? Какие были неожиданности? Неожиданностью было то, что ученик А в группе с такими же как сам, стал пассивно работать

 

Неожиданностью было то, что в группе проявлял лидерские качества.

 

Со слов преподаваемого учителя было неожиданностью то, что сам мог строить предложения
Какой аспект(-ы) метода обучения нуждается в последующем корректировании для повышения результатов каждого? Творчески подход  к выполнению заданий,

роль координатора в группе, проявление лидерских качеств

 

Уметь оценить свою работу и работу группы Сумеет принимать участие в обсуждении

темы

 

Что мы должны постараться сделать в следующий раз? Развивать талант и одаренность на основе инклюзивного подхода, также развивать лидерские качества среди учеников высокой мотивацией к обучению Развивать лидерские качества через модули управление и лидерство в обучении; обучение в соответствии с возрастными особенностями Развивать мотивацию к учению сотрудничая в группе и дать уверенность в себе через обучение в соответствии с возрастными особенностями

Применяя метод Lesson Study на практике в течения месяца, мы убедились в том, что для сотрудничества и профессионального взаимодействия учителей этот способ наиболее подходящий и лучший.  Благодаря данному методу, мы вместе планировали и разрабатывали уроки, учились вести наблюдения, анализировали и пересматривали подходы к обучению учащихся. Совместное планирование и сотрудничество помогло нам усовершенствовать свои инновационные педагогические подходы для удовлетворения потребностей учащихся. Анализ уроков показал нам возможные пути их совершенствования. Наблюдая за процессом обучения, мы начали задумываться о качестве своего преподавания к отдельным учащимся. Мы стали более заинтересованными процессом преподавания, мотивированными к новой работе. Запланированный первый этап нашей совместной работы прошел успешно. Это нас радует и вдохновляет на предстоящие наблюдения. Впереди у нас еще три четверти и три предмета, где нам предстоит продолжить исследование для получения знания о том, как ученики учатся и как нам правильно разрабатывать и проводить уроки. Маргарет Мид сказала: «Многие сомневаются в том, что небольшая группа думающих людей, преданных своему делу, способна изменить мир. В действительности, как показывает история, именно так всегда и происходит…»  Возможно, наше исследование поможет улучшить качество преподавания в нашей школе.